История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

12Деятельность Римского клуба существенно повлияла на оформление глобалистики и на активизацию усилий общественности по решению гло­бальных проблем. То, что некоторые пессимистические прогнозы первых докладов Римского клуба не оправдались, несомненно, не в последнюю очередь вызвано деятельностью самого Римского клуба. Сегодня эта об­щественная организация включает представителей более 50 стран мира. Она продолжает активно работать, проводя информационные кампании, собирая конференции, анализируя проблемы различных регионов мира, производя экспертизы и разрабатывая программы действий. По инициа­тиве Римского клуба осуществлен ряд исследовательских проектов, ре­зультаты которых, представленные в виде докладов, неизменно вызыва­ют интерес и приобретают широкую известность. Назовем такие, как «Цели для человечества» Э. Ласло (1977), «Нет пределов обучению» Дж. Боткина, М. Малица, М. Эльманджра (1977), «Микроэлектроника и обще­ство» (Г. Фридрихса, А. Шаффа (1982), «Фактор 4: в два раза больше бо­гатства из половины ресурсов» Э. фон Вайцзеккера, А. и X. Ловинсы (1997). Но, к сожалению, то, что делается сегодня Римским клубом и другими общественными организациями, чрезвычайно мало по сравнению с той глобальной опасностью, которая требует максимальной активизации на­ших усилий. Глобальные проблемы по определению требуют для своего решения объединения вокруг общей цели ученых, интеллектуалов, поли­тиков, представителей самых разных областей человеческой деятельно­сти и жителей различных регионов. Речь идет о выработке и осуществле­нии интегральной стратегии развития человечества, которая в свою очередь требует единого конструктивного настроя в международных по­литических, экономических и социальных отношениях.

Разработка средств для проведения экономико-хозяйственных со­циальных мероприятий должна разворачиваться в общем контексте поис­ка и обоснования новых ценностей мировой цивилизационной системы. Антисциентистское движение, набирающее сегодня силу среди широких слоев общества, нацелено в своем критическом пафосе против односторон­ней, ориентированной на безудержный рост производства научно-техни­ческой модернизации. Однако крайности антисциентизма, нападающего на науку вообще, не могут служить достаточной мировоззренческой альтерна­тивой засилью инструментального разума. Для выхода из кризисной ситуа­ции необходимо искать более взвешенный и гармоничный подход, который одновременно будет опираться на потенциал самой же науки и осознавать ограниченность и опасность неконтролируемой модернизации.