3

Учитытая колоссальный объем современных научных знаний, мы сегод­ня не можем удовлетвориться некоей обобщенной этикой науки. Этические концепции специфицируются применительно к прикладным проблемам, ка­сающимся тех или иных научных областей. Современное обсуждение эти­ческих вопросов требует, чтобы участники диалога владели предметными знаниями конкретных наук. В последние десятилетия интенсивно разви­ваются частные направления этики науки. Назовем некоторые из них. В англоязычной литературе используется также название «энвайронментальная» этика (от англ. environment — «окружающая среда»). Это направление, исследующее социально-этические аспекты эко­логических проблем. Современная экология является ярким примером дисци­плины, насыщенной ценностным содержанием. Жизнь, природная среда, планета в целом, выступают как ценности, требующие бережного отноше­ния и защиты. Значительную роль в становлении эко-этического подхода сыграла деятельность академика Н.Н. Моисеева (1917-2000). Особенно важ­ны его расчеты, моделирующие последствия ядерной войны (т.н. феномен «ядерной зимы»). Н.Н. Моисеев показывает, что сегодня понятия экологии, нравственности и политики «сплелись в клубок удивительной сложности». В ряде публикаций он вводит понятие экологического императива как безус­ловного требования, обращенного к человечеству. Экологический импера­тив обязует нас запретить любые войны, поддерживать сохранность основ­ных параметров природной среды — чистоты поверхности Земли, воздуха, Мирового океана. Невыполнение экологического императива есть наруше­ние   важнейших  природных  констант,   следствием   которого явится неминуемое и необратимое разрушение биосферы, несовместимое с усло­виями жизни на Земле. Экологический императив как важнейший ориентир современного мышления требует радикального пересмотра политики, дип­ломатии, хозяйствования, образования и т.п. «Нравственн^гй и экологический императив — нераздельное целое», — подчеркивает Н.Н. Моисеев[4].

Обсуждение закрыто.