амратская культураСам ход научного познания оказывает влияние на возникновение и поста­новку новых этических проблем. Вторгаясь в самые неожиданные области, наука создает непредвиденные этические ситуации. Например, современ­ные репродуктивные технологии в медицине размывают традиционные представления о зачатии, о функции родителей, о биосоциальных основани­ях семьи; в итоге серьезная опасность нависает над ценностями семейного жизнеустройства. Многие научно-технологические новшества, которые проис­ходят на наших глазах, могут вызвать далеко идущие социальные послед­ствия и угрожать нам новыми кризисами духовно-нравственного порядка. Влияние науки на различные социально-этические стороны обществен­ной жизни весьма многогранно. Ведь результаты научных исследований оказывают воздействие на формирование оценочных суждений во многих областях деятельности. Так, наука может продуцировать и поставлять ин­формацию, имеющую для людей социально обостренный смысл: о генети­ческой неполноценности, о психических или физиологических особенно­стях людей. То же касается исследований в области социологии, педагогики, демографии, этнопсихологии и т.п., которые прямо или косвенно ведут к концепции неравенства людей (скажем, это касается исследований, кото­рые выявляют роль образовательных, этнических, расовых и. других факто­ров в различии между индивидами или социальными группами). Вообще говоря, вся информация, касающаяся непосредственно взаимоотношений

между людьми, является эмоционально и ценностно нагруженной.

Таким образом, вопрос об этической составляющей научных знаний, рас­крываемый с максимальной полнотой, оказывается связанным с практически необозримой совокупностью предпосылок, укорененных в универсуме социокультурных установок. Поэтому этика науки является открытой об-ла-стью исследований. Мы не можем утвердить этику науки в виде раз и навсегда заданного стандартного списка правовых документов и норм. Она поднимает гораздо больше тонких вопросов, которые только на первый взгляд кажутся ценностно нейтральными. И мы не можем предугадать, в какой области могут возникнуть новые этические коллизии ближайшего будущего. Этике науки и в будущем придется оперативно реагировать на научные новации, подвер­гать их всестороннему рассмотрению. На сегодняшний день этика науки, пожалуй, имеет больше заявленных проблем, чем удовлетворительных решений. Однако нас должно обнадеживать то, что уже само внимание к воз­никающим проблемам является признаком конструктивной настроенности. Сейчас отчетливо ясно по крайней мере то, что ход науки заставляет общество по-новому (и порой весьма болезненно) осознавать и осмысли­вать фундаментальную проблему человека, глубочайшие вопросы о смысле и значимости человеческой жизни и человеческой истории.

Обсуждение закрыто.