культура и обычаи

Однако глобальную проблематику не следует понимать зауженно, в том сциентистском толковании, что «нас может спасти только наука». Это проблематика не только (и не столько) сугубо научно-исследователь­ского плана. Глобальная проблематика имеет характер социально-цивили-зационный в широком смысле. Поэтому, помимо сугубо научно-теоретической деятельности по раз­работке стратегий решения глобальных проблем, на ученых лежит от­ветственность и как на представителях общественности, которые по роду своей профессии обладают специальными знаниями в важнейших научных областях, касающихся глобальной проблематики. Ученые долж­ны выступать с широким обсуждением наличных проблем, привлекать внимание политиков, руководителей, общества в целом. Их реальный вклад состоит в проведении экспертиз и консультаций, составлении прогно­зов, оценке тенденций и выдвижении предупреждений, разработке реаль­ных программ. Ученые (и вообще интеллектуалы) должны максимально содействовать созданию благоприятного социально-политического кон­текста обсуждения и решения этих проблем. Образцом подобного рода деятельности может служить работа  Рим­ского клуба.

Это международная организация, включающая ученых, а так­же политических и общественных деятелей. Она была создана в 1968 г. По инициативе Аурелио Печчеи, итальянского бизнесмена и экономиста. На рубеже 1960-1970-х гг. А. Печчеи и его единомышленники поставили задачу добиться изменения в настроениях общественности, переломить равнодушное отношение общества к глобальной проблематике. Для этого они обратились к необычной по тем временам теме — к прогнозированию будущего методом математического моделирования. Использовав рабо­ты Дж. Форрестера по динамике мирового развития и придав им яркий, в некотором смысле даже рекламный облик, ученые Римского клуба под руководством Д. Медоуза опубликовали подобранные материалы в виде до­клада «Пределы роста» (1972). Доклад вызвал бурную реакцию обществен­ности. С этого времени понятие пределов роста стало весьма популярным. Смысл концепции Форрестера—Медоуза состоял в утверждении тези­са о конечности существования индустриальноориентированной ци­вилизации. Идеология неограниченного возрастания материального благо­получия является мифом; сохранение тех глобальных (промышленных, экологических, демографических) тенденций, которые сложились к нача­лу 1970-х гг., должно было, как показывали компьютерные модели обо­зримого будущего, привести к резко негативным последствиям уже в на­чале третьего тысячелетия. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост народонаселения достигнут критического пре­дела, после которого начнутся мировые катастрофы. С осознания катаст­рофичности избранного индустриальными странами пути развития и на­чалось оживленное становление проблематики глобальных проблем.

Обсуждение закрыто.