История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

ведическая культураТемы, затронутые выше, концентрируются, по сути дела, вокруг одно­го центрального вопроса — вопроса о контроле научной деятельности. Это действительно деликатная тема. С одной стороны, научный поиск по определению предполагает свободную интеллектуальную атмосферу. С другой стороны, наука — часть общественной жизни, и она не может быть изолирована от единого социального универсума. В эпоху становле­ния новой науки существовал длительный (охватывавший XVT-XVTII вв.) период борьбы ученых за обретение автономии от других сфер об­щественной жизни (прежде всего от религии). Но теперь, когда, наоборот, сциентизация общественной жизни приобрела поистине глобальный ха­рактер, требовать автономии науки — значит ломиться в открытую дверь.

Существует, правда, проблема внешней зависимости научных исследова­ний от бизнеса, власти и т.п., но это совсем другая тема. Мы сейчас гово­рим об открытости науки для этической оценки. Тезис «больше свободы для науки» на поверку означает лишь требование полной бесконтрольно­сти того, что делается в науке. Особенности современных общественно цивилизационных процессов таковы, что без постоянного и пристального публичного контроля сегодня не должна оставаться ни одна сфера социаль­ной жизни, будь то наука или промышленность, государственные структуры или бизнес, здравоохранение или военное дело. Все должно подвергаться перекрестной легитимации, взаимной критике и взаимному ограничению претензий. В этой ситуации требование свободы научного исследования реально может означать лишь требование максимально возможных в дан­ных конкретных обстоятельствах и связанных с широким социальным контекстом необходимых условий научной деятельности.

Для Запада периода 60-70-х гг. XX в. была характерна резкая утрата до­верия общества к институту науки. Эти кризисные явления совпали с общим эмансипационным движением общественности против всевозмож­ных, в т.ч. скрытых, форм власти и технологий господства. Критиковалась бесконтрольность политических сфер, различные злоупотребления властью, идеологическая ангажированность культуры, образования, средств массовой информации. Наука как важнейший фактор государственной политики тоже попала в поле острой критики. В тот период было много шумных разоблаче­ний, беспорядков и скандалов. В качестве примера достаточно вспомнить хотя бы печально знаменитое движение «антипсихиатрии», доходившее до акций вандализма в адрес психиатрических клиник со стороны взбудоражен­ной общественности. Острые социально-этические проблемы, вызванные научно-технической модернизацией и действительно далеко зашедшие, были предельно обнажены в эти «сумасшедшие» десятилетия. Общественно­стью было решительно выдвинуто требование контроля над наукой и учены­ми. Это стало импульсом к активному поиску новых форм взаимоотношения науки и общества. И с той поры произошли заметные изменения.