Однако глобальную проблематику не следует понимать зауженно, в том сциентистском толковании, что «нас может спасти только наука». Это проблематика не только (и не столько) сугубо научно-исследовательского плана. Глобальная проблематика имеет характер социально-цивили-зационный в широком смысле. Поэтому, помимо сугубо научно-теоретической деятельности по разработке стратегий решения глобальных проблем, на ученых лежит ответственность и как на представителях общественности, которые по роду своей профессии обладают специальными знаниями в важнейших научных областях, касающихся глобальной проблематики. Ученые должны выступать с широким обсуждением наличных проблем, привлекать внимание политиков, руководителей, общества в целом. Их реальный вклад состоит в проведении экспертиз и консультаций, составлении прогнозов, оценке тенденций и выдвижении предупреждений, разработке реальных программ. Ученые (и вообще интеллектуалы) должны максимально содействовать созданию благоприятного социально-политического контекста обсуждения и решения этих проблем. Образцом подобного рода деятельности может служить работа Римского клуба.
Это международная организация, включающая ученых, а также политических и общественных деятелей. Она была создана в 1968 г. По инициативе Аурелио Печчеи, итальянского бизнесмена и экономиста. На рубеже 1960-1970-х гг. А. Печчеи и его единомышленники поставили задачу добиться изменения в настроениях общественности, переломить равнодушное отношение общества к глобальной проблематике. Для этого они обратились к необычной по тем временам теме — к прогнозированию будущего методом математического моделирования. Использовав работы Дж. Форрестера по динамике мирового развития и придав им яркий, в некотором смысле даже рекламный облик, ученые Римского клуба под руководством Д. Медоуза опубликовали подобранные материалы в виде доклада «Пределы роста» (1972). Доклад вызвал бурную реакцию общественности. С этого времени понятие пределов роста стало весьма популярным. Смысл концепции Форрестера—Медоуза состоял в утверждении тезиса о конечности существования индустриальноориентированной цивилизации. Идеология неограниченного возрастания материального благополучия является мифом; сохранение тех глобальных (промышленных, экологических, демографических) тенденций, которые сложились к началу 1970-х гг., должно было, как показывали компьютерные модели обозримого будущего, привести к резко негативным последствиям уже в начале третьего тысячелетия. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост народонаселения достигнут критического предела, после которого начнутся мировые катастрофы. С осознания катастрофичности избранного индустриальными странами пути развития и началось оживленное становление проблематики глобальных проблем.