История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

2

Классификация продвигается от общего к частному (дедукция). Типо­логия стремится от отдельных разрозненных признаков выйти на некото­рый уровень общности (индукция). Если классификация предпринимает секущее, аналитическое продвижение, цель которого — дойти до возмож­но мелких элементов, то з типологии движение индуктивно-конструктив­ное, синтетическое. Здесь мы строим некие связные комплексы, причем предельные неделимые элементы этих комплексов могут нас особо и не интересовать. Таким образом, типология, решая задачу выделения подмно­жеств, несет функцию конструирования, построения, задания объемов. Классификация опирается на основание деления, типология — на не­который исходный материал, который можно назвать патологической базой признаков; при этом признаки, входящие в базу, могут пересматри­ваться, расширяться, уточняться. Результатом классификации оказывает­ся формальная иерархия подмножеств, результатом типологии — логи­чески равноуровневые типы. В классификации задача считается выполненной, если универсум оказывается исчерпывающе структурирован. Поэтому критикуют ту или иную классификацию, если не указано четко основание классифика­ции, недовыделены или пересекаются элементы, остались какие-то дву­смысленности, т.е. все то, что влечет нарушения упорядочения универсу­ма. В типологии задача выполнена, если на основе исходной базы выделены и удовлетворительно охарактеризованы комплексы призна­ков, типы. Типологию критикуют в том случае, когда типы плохо отде­лены друг от друга (слабая, маломощная база, использующая слишком мало признаков, или слишком нечеткая, или формально противоречи­вая, или содержащая излишнее количество деталей, мешающее типоло­гическому видению), т.е. все, что затрудняет синтез типов.

Причем важно, что в критике типологии преобладают именно содержательные соображения. Ведь типология должна не только предоставить удачный способ для конструирования некоторого семейства типов, но и сами по­лученные типы должны быть эвристически плодотворны в дальнейших предметных исследованиях.  Для наглядности суммируем все эти отличия в сравнительной таблице. Стратегии типологизирующего продвижения являются сложной деятель­ностью, которая включает в себя применение множества частных процедур. Так, в ходе разработки типологии возможны обобщения индуктивного ха­рактера, отбрасывание несущественного (абстрагирование), использование различного рода идеализации, выдвижение гипотез. Исследователь может включать в процесс обоснования своего типологического подхода также де­дуктивные рассуждения и обширные нарративные, описательные фрагмен­ты. Построение типологии часто является и средством, и целью гуманитар­ного исследования; монографии по истории, психологии и другим наукам могут представлять и сложным образом обосновывать развернутые типоло­гии тех или иных феноменов — ментальности исторических эпох, типов ведения хозяйства, культурных течений, социальных институтов и т.п. — с тем замыслом, что проводимое исследование даст большее понимание и объяснение этих феноменов.