История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

5Итак, применение типологических методов встречается с многочис­ленными сложностями. Периодически возникают дискуссии на эту тему, предлагаются различные варианты уточнения этого понятия, встречают­ся даже заявления о кризисе типологии1. Но все это говорит о том, что данный метод находится в работе и продолжает развиваться. Как показало обсуждение проблемы «понимание объяснение», в гу­манитарных науках применяются разнообразные способы объяснения. Как правило, они могут сложным образом сплетаться в ткани единого исследования. Так, в ней могут объединяться и общие закономерности, и «единичные причинные связи» (термин Ж. Гурвича). Среди основных способов объяснения в гуманитарных науках можно выделить статистический, сравнительный, структурно-функциональ­ный, генетический, интенционально-прагматический. Суть этих спосо­бов понятна из их названий. Существенную роль в гуманитарных науках играет также скрепляю­щая рассуждения нарративность (§ 1.3). Важно, что она сама по себе не­сет определенные рационализирующие связи и соотношения, так что ре­конструкция событий но типу повествования оказывается значительной частью общей стратегии рационального продвижения. Заметим, что тема нарративности   вообще пользуется сегодня интересом исследователей. Так, П. Рикер отмечает, что повествование как таковое обладает фунда­ментальной интеллигибельностыо, т.е. самопонятными, эксплицирую­щими свойствами. Важнейшая и ничем не заменимая роль повествования состоит, по Рикеру, в том, что оно размечает и проясняет сам временной опыт. Повествование, или нарратив, создает первичную связь, первичное наделение смыслом исторических событий’.

Теоретический уровень связан с введением существенно неэмпириче­ских конструктов (§ 1.4). Вследствие использования сложных интерпре-тирующе-объясняющих схем гуманитарное исследование часто может выглядеть как преимущественно теоретическое развитие какой-либо идеи — гипотезы, типологизирующего проекта, нарративного сюжета. Но в этих условиях появляется опасность существенного размягчения общенаучных стандартов. Иными словами, здесь как бы теряют обяза­тельность такие требования, как опора на факты, анализ исходных пред­посылок, внимание к тому, чтобы соблюдались последовательность и методологическая целесообразность при введении неэмпирических сущностей, допущений, определений. В связи с этим вновь хотелось бы напомнить о предостережениях В.В. Леонтьева против бездумного и не­грамотного теоретизирования в социальных науках (см. § 3.3).