История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

26Использование теоретических конструктов в гуманитарных науках вызывает к жизни проблемы того же плана, что и в естествознании. Ти­пичной является проблема обоснованности как введения того или иного конструкта, так и круга тех функций, которые должен выполнять кон­структ и теория в целом. Теоретизация в гуманитарных науках отсылает к обширному спектру вопросов, подобных соответствующим темам естествознания: с какими первичными феноменами имеет дело исследо­ватель, следует считать их наблюдаемыми или ненаблюдаемыми, каков онтологический статус тех сущностей, которые постулируются в теоре­тических гипотезах, насколько адекватны используемые конструкции для решения проблем той или иной научной области. Например, с "рабо­ты Милтона Фридмана «Методология позитивной экономики» (1953) была начата 30-летняя дискуссия о статусе теоретических конструктов и о точке зрения инструментализма в экономике. Хотя она носила во

многом запутанный характер, в целом была осознана необходимость широкого использования в социальных науках (в частности, в экономи­ке) теоретических сущностей.

Вообще теоретическое звено в гуманитарных науках несет весьма важную нагрузку. Организующая функция исходных теоретических схем и установок видна здесь даже ярче, чем в естественных науках. В чем она состоит? Дело в том, что гуманитарное знание вырастает из самой ткани повседневной жизни, из социальных запросов, из дотео-ретнческих позиций исследователя. Исходная установка гуманитария выступает фильтром, с помощью которого в его поле зрения попадают те или иные явления, вызывающие в нем познавательный интерес. Исходная дотеоретическая установка определяет также начальную интерпретацию изучаемых феноменов, исходное понимание их зна­чения, их первичную оценку. Отметим, что даже терминология обще­ственных наук часто вырастает непосредственно из обыденной жизни. Поэтому существенная часть первоначальной концептуализирующей работы по уточнению смысла терминов, выбору рабочей гипотезы и определению исходных позиций должна быть проведена еще до нача­ла эмпирического анализа. Иными словами, необходимо теоретически размежеваться с неоформленной и необозримой сферой обыденного мышления. Для того чтобы исследование продвинуло наше знание даль­ше начальных представлений здравого смысла, требуется теоретическая перспектива с действительно плодотворным потенциалом.