История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

11Сами применяемые приемы эмпирических исследований, ориентиро­ванные на простую схему «стимул — реакция» (или «независимая пере­менная — зависимая переменная»), на вполне рандомизированную сово­купность и т.п., оказались слишком «плоскими» для гуманитарных феноменов. Критики отмечают необходимость учитывать сложные пере­плетения взаимодействий между изучаемыми переменными, петли об­ратной связи, двусторонние каузальные зависимости, слабодискретизи-руемые процессы и структуры, явления самоорганизации, состояния, описываемые в многомерных пространствах признаков и т.п. На основе критического пересмотра методологии социально-гуманитарных иссле­дований произошли начиная с 196,0-х гг. некоторые изменения в технике эмпирического анализа. Так, было осознано, что однофакторные экспе­рименты и выравнивающие дескриптивно-статистические процедуры долж­ны быть заменены многофакторным экспериментированием, методами шкалирования качественных данных и т.п. Важную роль сыграло расши­рение новых дизайнов эксперимента на ситуации, плохо рандомизируе-мые и вообще слабо поддающиеся контролю исследователя, т.н. техника квазиэкспериментирования (см. § 2,4).

Что же касается сложностей теоретизирования в гуманитарных на­уках, то они связаны с трудностями обобщения, выделения значимых фак­торов, полиинтерпретируемостью исходного материала — социально-исторического, психологического, экономического и т.п. Сегодня практи­чески общепризнанным является отказ он поиска решающего фактора, которым раньше занимались гуманитарии (вспомним, например, попыт­ки психологов найти решающее определение интеллекта), Осознано, что мир человеческого бытия изначально многопланов. В этой связи широкий интерес сегодня вызывают работы М.М. Бахтина (1895-1975), подчер­кивающие полифонический характер гуманитарных феноменов. Свой собственный подход он развил применительно к литературоведению, но адресовал эти принципы и гуманитарной науке в целом; Бахтин указыва­ет на необходимость деликатного обращения с социокультурными фено­менами, предупреждает о соблазнах преувеличенного методологизма, на­поминает о сложности как самих гуманитарных явлений, так и процесса диалогической исследовательской встречи с ними.