История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

1Информатизацию науки можно считать специальным случаем ее общей индустриализации. Сегод­ня компьютер является необходимым инструментом в любых областях, на­уки. Он включается во все стадии работы: в поиск базовой информации по теме, планирование эксперимента, управление процессом экспериментиро­вания, теоретический анализ, предоставление результатов, научную ком­муникацию и т.п. Информатизация резко повышает возможности человека, позволяет ему осилить чрезвычайно сложные задачи. Однако, говоря об общеизвестных достоинствах компьютеризации, сле­дует отметить и ряд негативных моментов. Успехи информатизации заста­вили человека слишком доверять машине. Возникает тенденция трактовкитех или иных ситуаций (управленческих, познавательных и т.н.) в терминах компьютерных возможностей, т.е. ориентация на то, как эта ситуация будет проанализирована машинным способом; принятие решения в этом случае прямо связывается с тем горизонтом, который охватывается ком­пьютерными технологиями. Кроме того, ситуация в ряде областей челове­ческой деятельности показывает, что, к сожалению, в них наметилась опреде­ленная тенденция снижения собственного профессионализма пользователей информационных систем: человек перестает проявлять инициативу в обуче­нии, анализе обстановки, принятии решений. Между тем всегда существу­ют нестандартные ситуации, которые не могут быть предусмотрены в прог­рамме. Критики отмечают, что в ряде крупных аварий и катастрофпоследнего времени сыграла свою роль и повышенная вера в машину, утрата личной инициативы и ответственности. Общая ориентация на технические системы и подходы, связанная с компьютеризацией науч­ных исследований, ведет к унифицированности, обезличенности исследовательского мышления, способствует формализаторскому крену. При этом снижается уровень качественного, собственно человеческого ви­дения проблемы (ценностно-ориентированного, смыслового, неформаль­ного), что особенно неоправданно в социально значимых областях — меди­цине и здравоохранении, экономике, педагогике, политике и др. В итоге забывается, что машина является лишь вспомогательным средством чело­веческой деятельности и что единственным (и никем не заменимым) субъек­том познавательной деятельности и принятия решений является человек[2].