История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

22Тема техники в философской литературе послевоенного времени приоб­рела важнейшее значение. Само понятие техники трактуется весьма широко. В предельно универсализированном смысле термин «техника» подразумева­ет общий комплекс средств, позволяющих человеку повысить эффектив­ность своей деятельности. Это, по сути дела, целая искусственная среда, созданная человеком и обеспечивающая ему условия для жизнедеятельнос­ти. Сюда относят не только собственно материальные технические системы, но и различные интеллектуальные технологии, социальные «инструмен­ты» — от общественных институтов до специальных практик и техник (образовательных, психотерапевтических, управленческих, масс-медиа и др.). Обсуждение философами феномена универсализации техники пока­зывает серьезную озабоченность современного человека разработкой инструментов во всех сферах жизни. Тема универсализации техники свя­зана с тонкими и сложнейшими проблемами современности. Действи­тельно, существует своего рода глобальная технологическая, инструмен­тальная направленность современного мышления. На нее указывалв свое время такие проницательные критики общества, как М. Хоркхай-мер в книге «К критике инструментального разума» (1967) и Т. Адорно (например, М. Хоркхаймер. Что такое инструментальный разум, или разум, зацикленный на разработке инструментов, техники и технологий? В чем состоит опасность, связанная с их разрастанием?

Дело в том, что инструментальный разум занимается только средства­ми, только способами достижения целей, но он не обсуждает того, каковы вообще эти цели сами по себе, каковы их смысл и ценность. Но на самом деле существует тесная зависимость средств и целей. Ведь с приобретением новых средств мы можем ставить себе и новые цели. Поэтому расширение

инструментальной сферы само по себе обладает важным целеобразующим свойством. Существует своеобразная закономерность: чем более мощным является данное средство и чем более разнообразен спектр его достижений, тем интенсивнее оно трансформируется в самоцель. Иными словами, уни­версальность и мощность средства превращают его в цель. Примером этого являются, например, денежные отношения. Будучи в идеале лишь средством регуляции экономических взаимоотношений, денежное хозяйство становит­ся средством достижения всех целей, т.е. обладание деньгами самими по себе становится самоцелью. Другим примером такой трансформации мо­жет служить настораживающая тенденция (о которой говорилось в § 6.1) превращения компьютеризации в самоцель; одна из причин этого в уни­версальном характере возможностей, присущих компьютеру.