История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

7Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого. Вкратце остановимся на некоторых из них. От ученого тре­буется повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратно­сти, выражаемое даже в некотором педантизме. Это сочетание строгого от­ношения и одновременно известной терпимости к мнениям других ученых. Известно, что как убежденность в собственной непогрешимости, выражаю­щаяся в неприятии любых иных позиций, так и излишнее благодушие отно­сительно всевозможных точек зрения являются плохими помощниками ученого. Ученый должен уметь относиться максимально беспристрастно и к своим собственным, и к чужим взглядам. Это означает и способность отделять идеи от личностей: умение без обиды выдерживать и принимать критику в свой адрес, критиковать других только уважительно и только конструктивно. В научной деонтологии существует как бы негласная презумпция уважения, разумеется, в научном сообществе кто-то более авторитетен, а кто-то — менее, но формально уважения достойны все уче­ные (в т.ч. удаленные географически или исторически). Поэтому долг науч­ной вежливости состоит в точном цитировании источника, в указании тех работ, которые существенно повлияли на формирование собственной точки зрения, в освещении в своих публикациях круга родственных работ вне зависимости от своего личного к ним отношения. Кроме того, принято благодарить на страницах научного текста за помощь (материальную, концептуальную) в проведении собственного исследования.

И конечно, важнейшим деонтологическим требованием является науч­ная честность, запрещающая ученому умышленно присваивать себе чужие результаты, манипулировать данными, представлять на суд сообщества со­знательно недостоверный материал., имитировать экспериментальную дея­тельность, которая на самом деле не проводилась, публиковать только поло­жительные результаты своих исследований, умалчивая об отрицательных и т.п. Лицо, прибегающее к подобного рода действиям, теряет уважение профессионалов и автоматически перестает входить в научное сообщество,т.к. оно организовано этико-деонтологическими отношениями и, по сути дела, только ими. Добавим, что научная добросовестность приобретает в наше время осо­бое значение, когда эксперименты стали настолько сверхсложными и доро­гостоящими, что их никто не сможет повторить. В этом случае сама науч­ность эксперимента, как подчеркивает Р. Том, «становится делом чистой деонтологии», касающейся правильного использования инструментов, точности протоколов и отчетов и т.п. Наука должна быть честной и пре­дельно открытой; в этом плане эксперименты в закрытых лабораториях, связанные с секретностью (коммерческой, военной и т.п.), не могут счи­таться в строгом смысле научными’.