Критикуются также методики тестирования и анкетирования за провоцирование ситуации, в которой испытуемый демонстрирует искусственное контекстно-зависимое поведение, что искажает сам первоначальный объективизирующий замысел тестов. К этому же кругу вопросов относится проблема влияния личности интервьюера на опрашиваемого в социологии. Далее достаточно острой для социологии является проблема влияния социального исследования на сами же социальные процессы. Общеизвестно, что опросы общественного мнения (особенно в связи с предвыборным накалом эмоций) оказывают влияние на само общественное мнение. (И это обстоятельство, как известно, осознанно используется в определенных нечистоплотных технологиях.) К тому же типу относятся различного рода социальные прогнозы, которые сами оказываются причиной социальных изменений. Этот феномен называют, по предложению К. Поппера, эффектом Эдипа. На фундаментальном уровне тема процессов самонаблюдения и самоописания общества была разработана известным немецким социологом Никласом Луманом (1927-1998).Обширная совокупность трудностей, относящихся к сверхсложности самого объекта изучения (уровень О), должна быть охарактеризована как дефицит адекватного общего стратегического видения гуманитарной методологии. Не секрет, что в целом методология социальных исследований сложилась по образцу исследовательских практик, разработанных в естествознании. Так, например, сама логика экспериментирования — идеи квалификации (введения количественных величин), операционали-зации переменных, индуктивно-статистической обработки данных были полностью заимствованы из естественных наук. К сожалению, перенесение готовых эффективных приемов заслонило специфические предметные особенности гуманитарного познания.
Перечислим в этой связи некоторые негативные моменты. Прежде всего естественно-научные методологические модели привнесли некое зауженное видение задач исследователя-гуманитария. Это отразилось в практике манипуляционного экспериментирования в психологии; в социологии аналогом этого явилась стандартная индуктивно-статистическая методология сбора и обработки эмпирических данных; в экономике имеет место гипертрофия статистики и математического моделирования. Зауженность видения изучаемого материала приводит к искусственности в постановке задач. Это поднимает проблему адекватности спланированных познавательных ситуаций самому изучаемому объекту; данная проблема называется, как уже говорилось в § 2.4, проблемой внешней валидности. Помимо прочего, общим недостатком этой распространенной практики является отсутствие прямого анализа феноменов, на что многократно указывали многие крупные ученые. Например, об этом говорит экономист В.В. Леонтьев; Д. Кэмпбелл в социальной психологии защищает необходимость качественного анализа, который не может быть заменен никакими количественными методиками.