История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

первобытная культураПрежде чем говорить о тех многочисленных трудностях, с которыми сталкивается методология гуманитарных наук, следует отметить одну об­щую особенность социально-гуманитарных явлений, накладывающую значительные ограничения на возможности их познания. Речь идет о той известной непрозрачности, которая в них присутствует. Эта фун­даментальная составляющая социальных феноменов была замечена прежде всего в австрийской экономической школе. Ее основатель Карл Менгер (1840-1921) доказывал, что подавляющее большинство со­циальных институций — государство, язык, деньги и т.п. — являются ненамеренными следствиями человеческих действий. Эта важная идея была развита последующими поколениями австрийской школы. На­пример, видный экономист Фридрих фон Хайек считает данный факт основополагающим; социальные науки согласно фон Хайеку вообще должны заниматься в первую очередь именно этой проблемой. Ведь

феномен ненамеренных следствий наших действий кладет предел за­вышенным рационалистическим ожиданиям гуманитариев — теорети­ков и практиков (социальных инженеров) — и представляет собой серьезнейшую научную проблему. Данный феномен также накладыва­ет неизгладимый отпечаток на теории в гуманитарных науках, ведь их предсказательная сила никогда не сравняется с силой естественно-науч­ных теорий, а моделирование социальных ситуаций имеет весьма гру­бый характер. Итак, гуманитарные науки оказываются существенно ограниченными в своих возможностях по той причине, что мы можем говорить лишь об ограниченной рациональности человеческих акций и вообще социально-гуманитарных явлений.