Во многом проблематичными также продолжают оставаться отношения гуманитарных наук с философией. Уже говорилось о том, что социально-гуманитарным исследованиям
не хватает информативных гипотез, способных продвинуть изыскания существенно дальше области «здравого смысла». Но этот так необходимый всем прирост теоретизирования возможен и осуществим прежде всего на почве эвристически плодотворного философствования. Предубежденное отношение многих гуманитариев к философии может быть объяснено тем, что гуманитарные науки достаточно поздно вышли из русла философии и теперь ревностно заинтересованы в поддержании статуса эмпирической науки. Однако ясно, что философия как первичное усилие рационализации в целом и как совокупность продуктивных рационализирующих концепций в частности сама по себе не может ввергнуть какую бы то ни было научную область в ненаучное состояние. Отказ от философии вообще — это слишком далекоидущая мера предосторожности. Здесь уместно привести точку зрения Юргена Хабермаса о том, что циклы в истории гуманитарной науки, свидетельствуют не о победном
шествии объективистских начинаний, подобных нейрофизиологии, а о «превращении наук о человеке в науки философские». Хабермас уверен, что как раз благодаря отказу современной философии от своих директивных универсалистских амбиций для нее только начинает открываться поле результативной работы, когда ее теоретические гипотезы могут быть развиты и проверены на деле. Ведь и теоретики-первопроходцы 3. Фрейд, Э. Дюркгейм, Дж. Мид, М. Вебер, Ж. Пиаже, Н. Хомский исходили из продуктивных философских идей, воплощая в своих подходах некую мысль, подлежащую философскому развитию, и в то же время вопрос, доступный эмпирической проверке, но имеющий универсальный смысл’. (Стоит напомнить, что сам Ю. Хабермас дал впечатляющий образец
фундаментальной социальной теории с солидным философским содержанием. Его «Теорию коммуникативного действия» (1981) многие называют самой значительной обществоведческой работой второй половины XX в.) Можно выразить эту мысль следующим образом (учитывая, разумеется, контекст вышесказанного): больше философии в гуманитарных науках!