История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

13Во многом проблематичными также продолжают оставаться отноше­ния гуманитарных наук с философией. Уже говорилось о том, что социально-гуманитарным исследованиям

не хватает информативных гипотез, способных продвинуть изыскания существенно дальше области «здравого смысла». Но этот так необходи­мый всем прирост теоретизирования возможен и осуществим прежде всего   на   почве   эвристически   плодотворного философствования. Предубежденное отношение многих гуманитариев к философии может быть объяснено тем, что гуманитарные науки достаточно поздно вышли из русла философии и теперь ревностно заинтересованы в поддержании статуса эмпирической науки. Однако ясно, что философия как первичное усилие рационализации в целом и как совокупность продуктивных рацио­нализирующих концепций в частности сама по себе не может ввергнуть какую бы то ни было научную область в ненаучное состояние. Отказ от философии вообще — это слишком далекоидущая мера предосторожно­сти. Здесь уместно привести точку зрения Юргена Хабермаса о том, что циклы в истории гуманитарной науки, свидетельствуют не о победном

шествии объективистских начинаний, подобных нейрофизиологии, а о «превращении наук о человеке в науки философские». Хабермас уве­рен, что как раз благодаря отказу современной философии от своих директивных универсалистских амбиций для нее только начинает откры­ваться поле результативной работы, когда ее теоретические гипотезы могут быть развиты и проверены на деле. Ведь и теоретики-первопроход­цы 3. Фрейд, Э. Дюркгейм, Дж. Мид, М. Вебер, Ж. Пиаже, Н. Хомский исходили из продуктивных философских идей, воплощая в своих подходах некую мысль, подлежащую философскому развитию, и в то же время во­прос, доступный эмпирической проверке, но имеющий универсальный смысл’. (Стоит напомнить, что сам Ю. Хабермас дал впечатляющий образец

фундаментальной социальной теории с солидным философским содержани­ем. Его «Теорию коммуникативного действия» (1981) многие называют самой значительной обществоведческой работой второй половины XX в.) Можно выразить эту мысль следующим образом (учитывая, разумеется, контекст вышесказанного): больше философии в гуманитарных науках!