История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

киевская культураБ. Проявлением интеграции является, кроме того, отчетливое стремле­ние к унификации понятийного аппарата науки. В связи с этим в нашей философско-методологической литературе прошлых десятилетий активно обсуж­дался вопрос о т.н. общенаучных понятиях, примерами которых являются система, структура, энтропия, вероятность, алгоритм, информация. В. Ярким выражением интегративной тенденции является то, что на фоне общего массива наук периодически возникают и выдвигаются на роль объединяющего центра определенные интегративные науки, в ко­торых производятся широкие и перспективные обобщения. Примерами таких наук и научных подходов могут служить кибернетика, общая тео­рия систем, семиотика, теория информации, синергетика. Видимо, тяга к единству научного знания столь сильна, что возникновение подобных интегрирующих направлений всегда вызывает оптимизм ученых и фило­софов и сопровождается несколько завышенными ожиданиями.  Это противоположно направленная тенден­ция дробления научных областей. Ко второй половине XX в. возникла масса тонких подразделений внутри наук (например, в физике: физика

плазмы, физика твердого тела, механика сплошных сред и т.д.). Внутри наук нарастает специализация, приводящая к тому, что традиционно сло­жившаяся наука рассыпается на массу узких областей с собственной усложненной терминологией и проблематикой, отделенных друг от друга профессионально-институциональными заслонами. Так, в наше время в одной только геологии насчитывается не менее 80 дисциплин! Все это вызвано объективным требованием концентрации усилий ученых на то­чечных участках, и, конечно, это в значительной мере повышает эффек­тивность научного поиска. Действительно, сегодня мы видим продолжаю­щийся прирост специальных знаний. Но существуют и отрицательные следствия — утрата стратегического видения научного продвижения, за­труднение взаимопонимания ученых, нарастание потерь информации (фе­номены пересечения одних и тех же результатов в разных направлениях, невостребованность узких знаний высокоспециализированных научных областей). Сегодня многие исследователи высказывают свои опасения по поводу того, что дифференциация в ряде научных областей явно преоб­ладает над интеграцией. Например, в отношении медицинской науки эту точку зрения проводят Ю.П. Лисицын и В.П. Петленко[1].