История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

культура грецииУченый часто выполняет функции организатора научных исследова­телей и их руководителя, что требует от него наличия определенных на­выков и знаний из области менеджмента как теории управления. Многие ученые сочетают собственно познавательную деятельность с пре­подавательской, которая, по сути дела, является самостоятельной про­фессией (для нее нужны специальные умения и постоянный личный профессиональный рост). Помимо работы в системе формального образо­вания, ученый обычно имеет возможность (особенно в достаточно зрелом возрасте) влиять на более молодое поколение неформальным способом, к которому лучше всего подходит название «наставничество». Укажем также на значимость этической компетентности современно­го ученого, на необходимость принятия этически важных решений, участия в различного рода этических обсуждениях и, может быть, экспертизах по теме его научных интересов. В эпоху демократической государственности ученые становятся социаль­но активными, включаются в обсуждение и решение общественных проблем. Они должны уметь выступать перед широкой публикой, выпол­нять различные социальные функции, связанные с их знаниями в научных областях. Ученые часто входят в правительственные структуры, участвуют в государственных комиссиях, выполняют различные заказы, дают оцен­ки, разрабатывают и реализуют проекты и программы. Кроме того, уче­ные должны уметь отстаивать свои права, объяснять обществу, зачем нужны их исследования, обосновывать свои притязания на финансирова­ние собственных проектов и настойчиво добиваться выделения средств у фондов и государственных структур.

Все это — примеры разносторонней деятельности современного учено­го. Сегодня далеко не каждый ученый может позволить себе роскошь быть кабинетным затворником. В наше время необходимость предельно концен­трироваться на занятиях своей предметной областью сочетается с необхо­димостью заниматься различными делами почти одновременно. Сегодняшний характер роста научного знания таков, что следует, по­жалуй, говорить не о динамичном, а о сверхдинамичном развитии множе­ства научных областей. Текущие обзоры, отражающие оригинальные ста­тьи за определенные временные интервалы, в этих областях почти сразу устаревают. Для активно работающих ученых существует весьма реаль­ная опасность устареть самим, т.к. в бурно развивающихся научных направлениях методы, научные результаты и концепции быстро утрачи­вают действенность. Утрата контакта с передним фронтом исследований означает для современного ученого просто выключение из актуального

научного продвижения. Это придает особенно сложный характер профес­сии современного ученого и выдвигает перед научным работником зада­чу быть всегда современным, востребованным, информированным, опе­ративно реагирующим, обновляющимся.