История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

23Бурное развитие науки в XX в. привело к радикальным изменениям во всех сферах общественной жизни. Эти изменения столь многогранны к противоречивы, что дать им однозначную оценку не представляется возможным. Отношение общественности к результатам научной деятель­ности тоже достаточно сложное. В прежние времена наука оценивалась как безусловно прогрессивное явление. Скажем, еще в 60-70-е гг. XX в. в ходу был термин научно-технический прогресс. В отечественной лите­ратуре того периода излюбленной темой была также тема научно-техни­ческой революции. Для последних двух десятилетий характерно, напро­тив, более сдержанное отношение к науке и ее плодам. Поэтому, говоря о влиянии науки на глобальные процессы общественной жизни, разумнее было бы, видимо, не использовать для его обозначения какие-то явно оце­ночные категории, а употреблять относительно нейтральный термин «мо­дернизация общественной жизни», понимая под этим сложное явление, которое подлежит вдумчивому изучению. Наука тесно взаимодействует с техникой и промышленностью. Совре­менные производственные технологии разрабатываются и совершенству­ются на научной основе. Более того, сегодня считается самоочевидным, что только те производственные технологии оказываются конкуренто­способными, которые имеют под собой обоснованную научную базу. Но раньше, до эпохи «большой науки», научные и технические революции происходили независимо друг от друга. Например, в легкой промышленно­сти Англии основные изобретения (начиная со второй половины XVIII в.), приведшие к значительному индустриальному подъему, были совершены отдельными изобретателями вне связи с научными разработками. Теперь же технические усовершенствования в развитых странах поставлены на конвейер, производятся на научной основе. Иными словами, сращение науки и техники является важнейшей отличительной чертой нынешнего уровня цивилизации.

Сегодня наука непосредственно участвует в процессах производства: она не только непосредственно снабжает промышленную сферу техноло­гиями, но и сообщает ей научный потенциал, придавая ей такую же нова-ционную заостренность, какой обладает сама, Это проявляется в процессах постоянного ознакомления персонала с новыми научно-прикладными достижениями, а также в процессах непрерывной перестройки самого про­изводства, готовности оперативно реагировать на любые новшества, спо­собные оптимизировать промышленный потенциал. Влияние науки сказы­вается и в проникновении научного подхода в управленческие стратегии — составление прогнозов, программ деятельности, повышение уровня конт­роля за процессом производства. Причем важную роль здесь играют ре­зультаты исследований гуманитарного цикла: данные инженерной пси­хологии, эргономики, социальной психологии, технической эстетики, педагогики оказывают непосредственное воздействие на повышение эф­фективности использования человеческого фактора.