Ученый часто выполняет функции организатора научных исследователей и их руководителя, что требует от него наличия определенных навыков и знаний из области менеджмента как теории управления. Многие ученые сочетают собственно познавательную деятельность с преподавательской, которая, по сути дела, является самостоятельной профессией (для нее нужны специальные умения и постоянный личный профессиональный рост). Помимо работы в системе формального образования, ученый обычно имеет возможность (особенно в достаточно зрелом возрасте) влиять на более молодое поколение неформальным способом, к которому лучше всего подходит название «наставничество». Укажем также на значимость этической компетентности современного ученого, на необходимость принятия этически важных решений, участия в различного рода этических обсуждениях и, может быть, экспертизах по теме его научных интересов. В эпоху демократической государственности ученые становятся социально активными, включаются в обсуждение и решение общественных проблем. Они должны уметь выступать перед широкой публикой, выполнять различные социальные функции, связанные с их знаниями в научных областях. Ученые часто входят в правительственные структуры, участвуют в государственных комиссиях, выполняют различные заказы, дают оценки, разрабатывают и реализуют проекты и программы. Кроме того, ученые должны уметь отстаивать свои права, объяснять обществу, зачем нужны их исследования, обосновывать свои притязания на финансирование собственных проектов и настойчиво добиваться выделения средств у фондов и государственных структур.
Все это — примеры разносторонней деятельности современного ученого. Сегодня далеко не каждый ученый может позволить себе роскошь быть кабинетным затворником. В наше время необходимость предельно концентрироваться на занятиях своей предметной областью сочетается с необходимостью заниматься различными делами почти одновременно. Сегодняшний характер роста научного знания таков, что следует, пожалуй, говорить не о динамичном, а о сверхдинамичном развитии множества научных областей. Текущие обзоры, отражающие оригинальные статьи за определенные временные интервалы, в этих областях почти сразу устаревают. Для активно работающих ученых существует весьма реальная опасность устареть самим, т.к. в бурно развивающихся научных направлениях методы, научные результаты и концепции быстро утрачивают действенность. Утрата контакта с передним фронтом исследований означает для современного ученого просто выключение из актуального
научного продвижения. Это придает особенно сложный характер профессии современного ученого и выдвигает перед научным работником задачу быть всегда современным, востребованным, информированным, оперативно реагирующим, обновляющимся.