История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

античная культура

Кроме того, в ряде областей социальных исследований наблюдается размягчение строгой эмпиристической ориентации и разворот в сторону более герменевтически ориентированных подходов. Например, подобная черта характерна для современных концепций маркетинга. Если раньше поведение потребителя изучалось стандартными эмпирическими метода­ми (анализом по типу обобщений наблюдаемых фактов), то сегодня боль­ше внимания уделяется понимающим методам: изучению традиций, куль­туры, менталитета, систем ценностей потребителей, интерпретации тех или иных социальных фактов. Спектр новых, постэмпиристических, методов весьма широк вплоть до использования образцов толкования из феноменологии и искусствоведения. Однако остается много защитников и традиционного, эмпирико-статистического подхода. Вообще говоря, в рядах гуманитарии продол­жают сохранять некое деление на приверженцев точных и герменевти­ческих стратегий. Обобщенно его можно обозначить как дилемму экспериментального и неэкспериментального (качественного) гумани­тарного познания. Проблема их гармонизации остается нерешенной. Наи­более взвешенной здесь представляется позиция, подобная той, которую ярко сформулировал Д. Кэмпбелл. Он требует двигаться в направлении согласования количественных и качественных методов, использования их достоинств для общего усиления научности.

Они должны быть гармо­низированы в едином контексте, где будет присутствовать как глубокое содержательное понимание социальных процессов, так и оснащенность эффективными рационализирующими процедурами. По Кэмпбеллу, ка­чественные и количественные подходы — это необходимые и взаимно дополняющие друг друга средства перекрестной валидизации. Общее ee поле современных гуманитарных идей и подходов весьма под­вижно. Есть множество примеров плодотворного взаимопроникновения психологии, социологии, истории, экономики и др. Пожалуй, именно исто­рия претендует сегодня на интегрирующее исследовательское поле, использующее и объединяющее любые концепции и результаты для вос­становления исторической тотальности; это цель теоретического движе­ния, начатого знаменитой исторической школой «Анналов» (Марком Блоком, Люсьеном Февром и др.). В противовес и в противоречие этому заметна раздробленность и за­мыкание в себе множества почти не вступающих в коммуникацию друг с другом гуманитарных течений. (Например, по некоторым оценкам, в психотерапии каждые несколько лет количество новых подходов увели­чивается на сотню!)

One thought on “Культура

  1. Заглядывайте на мой сайт о русской культуре 12mesyatcev.ru. Если что ссылками махнуться можно.

Comments are closed.