История русской культуры

Очередной блог BlogLit.ru

древняя религияВ результате нарастает общая фундаментально-тео­ретическая неудовлетворенность гуманитарных наук. Происходит мас­сивное увеличение числа всевозможных концепций и направлений, многие из которых претендуют на интегральное, синтезирующее значе­ние. Эту тенденцию можно назвать нарастающим эклектизмом. Одно и то же явление рассматривается сегодня целой совокупностью слабо совместимых теорий. Сложности, связанные с плюрализмом интер­претаций одних и тех же феноменов, стали одним из наиболее «узких мест» последнего периода. Надо полагать, что будущее гуманитарных наук будет зависеть от возможности взаимодействия, плодотворного диа­лога различных концепций. Перспективным подходом представляется не столько состязание альтернативных концепций в их интерпретативных возможностях, сколько их взаимная критика, способствующая взаимному ограничению их претензий, аргументированный диалог и рационализирую­щее сближение исследовательских стратегий. Впрочем, последнее утверждение является сегодня достаточно спор­ным. Многие сторонники методологического плюрализма доказывают, что гуманитарная наука по определению не может быть единой. В ней с этой точки зрения должно быть много психологий, историй, социоло-гий, и в этом состоит гарантия ее дальнейшего продвижения. Поэтому вопрос остается открытым.

Помимо частных перспектив, зависящих от решения каждой гумани­тарной областью своих внутренних теоретических и методологических задач, существуют общие перспективы гуманитарного знания. Они зави­сят от возможности приобретения гуманитарным знанием отчетливого стратегического видения. Речь идет не столько об установлении единой науки, сколько об осознании единого смысла и сущностного родства гу­манитарных направлений. Если раньше, начиная с неокантианцев и позитивистов, основной пробле­мой гуманитарного знания был вопрос о его научности {является ли гума­нитарная наука наукой, как возможна гуманитарная наука), то теперь этот вопрос, по сути дела, снят с повестки дня. Теперь акценты перенесе­ны на другие темы. Ранее все затруднения концентрировались вокруг темы метода. Ныне показано и признано, что гуманитарная наука отстоя­ла свое право на существование. Лучше понята специфика ее рациональности; установлены многие ее методологические проблемы и разработаны основные ориентиры продвижения, преодолевающего по мере возможно­сти эти трудности. Но ведь само понятие научности многомерно, оно не гарантирует никакого однозначного пути, не задает генеральной стратегии исследований. Это значит, что перед нами встают дальней­шие проблемы. Сейчас основной проблемой гуманитарного знания является вопрос о его смысле. Нерешенность именно этого вопроса выражается сегодня в сосуществовании и столкновении многочисленных метафизических платформ гуманитарного знания, по-разному представляющих основания человеческого бытия. В какую сторону должны развиваться гуманитар­ные науки? Каковы смысложизненные ориентиры человека и общества? Каковы те фундаментальные ценности и значимые ориентиры, которые должны направлять познавательный интерес и практическую направлен­ность гуманитарной науки? Вопросы о смысле — это, по сути дела, классические кантианские во­просы: что человек может знать, что он должен делать, на что он может надеяться и что такое человек. Наши перспективы будут связаны с отве­тами на них.