В результате нарастает общая фундаментально-теоретическая неудовлетворенность гуманитарных наук. Происходит массивное увеличение числа всевозможных концепций и направлений, многие из которых претендуют на интегральное, синтезирующее значение. Эту тенденцию можно назвать нарастающим эклектизмом. Одно и то же явление рассматривается сегодня целой совокупностью слабо совместимых теорий. Сложности, связанные с плюрализмом интерпретаций одних и тех же феноменов, стали одним из наиболее «узких мест» последнего периода. Надо полагать, что будущее гуманитарных наук будет зависеть от возможности взаимодействия, плодотворного диалога различных концепций. Перспективным подходом представляется не столько состязание альтернативных концепций в их интерпретативных возможностях, сколько их взаимная критика, способствующая взаимному ограничению их претензий, аргументированный диалог и рационализирующее сближение исследовательских стратегий. Впрочем, последнее утверждение является сегодня достаточно спорным. Многие сторонники методологического плюрализма доказывают, что гуманитарная наука по определению не может быть единой. В ней с этой точки зрения должно быть много психологий, историй, социоло-гий, и в этом состоит гарантия ее дальнейшего продвижения. Поэтому вопрос остается открытым.
Помимо частных перспектив, зависящих от решения каждой гуманитарной областью своих внутренних теоретических и методологических задач, существуют общие перспективы гуманитарного знания. Они зависят от возможности приобретения гуманитарным знанием отчетливого стратегического видения. Речь идет не столько об установлении единой науки, сколько об осознании единого смысла и сущностного родства гуманитарных направлений. Если раньше, начиная с неокантианцев и позитивистов, основной проблемой гуманитарного знания был вопрос о его научности {является ли гуманитарная наука наукой, как возможна гуманитарная наука), то теперь этот вопрос, по сути дела, снят с повестки дня. Теперь акценты перенесены на другие темы. Ранее все затруднения концентрировались вокруг темы метода. Ныне показано и признано, что гуманитарная наука отстояла свое право на существование. Лучше понята специфика ее рациональности; установлены многие ее методологические проблемы и разработаны основные ориентиры продвижения, преодолевающего по мере возможности эти трудности. Но ведь само понятие научности многомерно, оно не гарантирует никакого однозначного пути, не задает генеральной стратегии исследований. Это значит, что перед нами встают дальнейшие проблемы. Сейчас основной проблемой гуманитарного знания является вопрос о его смысле. Нерешенность именно этого вопроса выражается сегодня в сосуществовании и столкновении многочисленных метафизических платформ гуманитарного знания, по-разному представляющих основания человеческого бытия. В какую сторону должны развиваться гуманитарные науки? Каковы смысложизненные ориентиры человека и общества? Каковы те фундаментальные ценности и значимые ориентиры, которые должны направлять познавательный интерес и практическую направленность гуманитарной науки? Вопросы о смысле — это, по сути дела, классические кантианские вопросы: что человек может знать, что он должен делать, на что он может надеяться и что такое человек. Наши перспективы будут связаны с ответами на них.