Кроме того, в ряде областей социальных исследований наблюдается размягчение строгой эмпиристической ориентации и разворот в сторону более герменевтически ориентированных подходов. Например, подобная черта характерна для современных концепций маркетинга. Если раньше поведение потребителя изучалось стандартными эмпирическими методами (анализом по типу обобщений наблюдаемых фактов), то сегодня больше внимания уделяется понимающим методам: изучению традиций, культуры, менталитета, систем ценностей потребителей, интерпретации тех или иных социальных фактов. Спектр новых, постэмпиристических, методов весьма широк вплоть до использования образцов толкования из феноменологии и искусствоведения. Однако остается много защитников и традиционного, эмпирико-статистического подхода. Вообще говоря, в рядах гуманитарии продолжают сохранять некое деление на приверженцев точных и герменевтических стратегий. Обобщенно его можно обозначить как дилемму экспериментального и неэкспериментального (качественного) гуманитарного познания. Проблема их гармонизации остается нерешенной. Наиболее взвешенной здесь представляется позиция, подобная той, которую ярко сформулировал Д. Кэмпбелл. Он требует двигаться в направлении согласования количественных и качественных методов, использования их достоинств для общего усиления научности.
Они должны быть гармонизированы в едином контексте, где будет присутствовать как глубокое содержательное понимание социальных процессов, так и оснащенность эффективными рационализирующими процедурами. По Кэмпбеллу, качественные и количественные подходы — это необходимые и взаимно дополняющие друг друга средства перекрестной валидизации. Общее ee поле современных гуманитарных идей и подходов весьма подвижно. Есть множество примеров плодотворного взаимопроникновения психологии, социологии, истории, экономики и др. Пожалуй, именно история претендует сегодня на интегрирующее исследовательское поле, использующее и объединяющее любые концепции и результаты для восстановления исторической тотальности; это цель теоретического движения, начатого знаменитой исторической школой «Анналов» (Марком Блоком, Люсьеном Февром и др.). В противовес и в противоречие этому заметна раздробленность и замыкание в себе множества почти не вступающих в коммуникацию друг с другом гуманитарных течений. (Например, по некоторым оценкам, в психотерапии каждые несколько лет количество новых подходов увеличивается на сотню!)
Заглядывайте на мой сайт о русской культуре 12mesyatcev.ru. Если что ссылками махнуться можно.